elislav (elislav) wrote,
elislav
elislav

Людмила Фетисова



Людмила Михайловна Фетисова, русская театральная актриса, заслуженная артистка РСФСР, родилась 7 октября 1925 в селе Ступино Ефремовского района Тульской области. Мама Людмилы Фетисовой, Ольга Дмитриевна, работала учительницей и преподавала в школе села Ступино.

Людмила Фетисова после окончания школы поступила в Театральное училище имени Щукина. Будучи студенткой, под наблюдением педагогов Цецилии Мансуровой и Елизаветы Алексеевой, она сыграла Грушеньку в отрывке из «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского и Варю во фрагменте из «Дикарки» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева. В дипломном спектакле «Блажь» А.Н.Островского и П.М.Невежина она сыграла Ольгу и после окончания училища была принята в труппу Центрального театра Советской армии.





Придя в ЦТСА в 1947 году, Людмила Фетисова приступила к репетициям ролей Ларисы в «Бесприданнице» и Негиной в «Талантах и поклонниках». Вскоре Людмила Фетисова сыграла роли колхозной звеньевой Веры Березиной в «Степи широкой», «фабричной девчонки» Женьки Шульженко из спектакля по одноименной пьесе Володина и кавалерист-девицы Шуры Азаровой из «Давным-давно».



Своеобразной «визитной карточкой» Людмилы Фетисовой стала роль разведчицы Нилы Снижко в спектакле «Барабанщица». Эта роль — определенная «веха» в актерской судьбе Фетисовой, и, пожалуй, в истории всего отечественного театра. Режиссер Абрам Зиновьевич Окунчиков поставил «Барабанщицу» в 1959 году, когда набирала обороты хрущевская оттепель.



Фетисова, отвергнув всяческие стереотипы, сделала Нилу живым человеком, приоткрыв «закулисье» ее героических поступков. Умение углублять любые предлагаемые обстоятельства, доводить их до абсолюта составляло суть дарования Людмилы Фетисовой, и мало кто из зрителей оставался равнодушным к ее актерскому максимализму.



По воспоминаниям близких, Фетисова обладала безупречной репутацией и старалась, не взирая на лица, всегда все называть своими именами.

Людмила Фетисова была самобытной, и ни на кого не похожей актрисой. По своим данным она была предельно органична в ролях миллионерши Сондры Финчли из «Закона Ликурга» и куртизанки Фаустины Бранкадор из спектакля «Мечты Кинолы». Но при этом она прекрасно справлялась с ролями простых девушек, например - Веры Березиной из «Степи широкой» или контролера ОТК Юлии Грачевой в «Совести».



Наряду с этим Фетисова была превосходной характерной актрисой, что, как отмечал в своей книге Львов-Анохин, особенно
импонировало художественному лидеру театра Советской армии Алексею Попову, высоко ценившему и профессиональные, и личностные качества Людмилы Фетисовой.

Отличали Фетисову и штатные режиссеры ЦТСА Владимир Канцель, у которого актриса сыграла свою дебютную роль эмигрантки Кати Беляевой в шпионском детективе «На той стороне».



Давид Тункель поставил в 1955 году спектакль «До новых встреч!», в котором Фетисова сыграла Люку Шергину и спектакль «За вторым фронтом», в котором Фетисова сыграла Таню Егорову. Александра Харламова поставила драму «Глубокие корни», в которой Фетисовой была доверена роль Невви.
По инициативе Львова-Анохина Фетисова, будучи уже достаточно сложившейся актрисой, решилась на эксперимент и в 1959-м «примерила» на себя чисто лирический, потребовавший от нее нешуточной борьбы с природным темпераментом образ Любки в спектакле «Любка-Любовь». Именно эта работа открыла перед актрисой новые перспективы, и наметила путь к русскому классическому репертуару.

В 1955 году Людмила Фетисова стала заслуженной артисткой РСФСР. А в 1949 году Фетисову вместе с группой участников «Степи широкой» и ее режиссером-постановщиком А.Д.Поповым выдвинули на соискание Государственной премии.



Свою последнюю роль Лели Людмила Фетисова сыграла в 1961 году в спектакле «Океан». За пятнадцать лет актрисой было сыграно в театре более полутора десятков ролей, которые принесли ей успех у зрителей и восторженные оценки прессы. При этом Людмила Михайловна Фетисова была театральной актрисой, и в кино почти не снималась. Исключением стала роль Ольги Нечаевой в спектакле Павла Резникова «При свете дня».



Львов-Анохин задумывался о постановке «Антония и Клеопатры» с Фетисовой в роли Клеопатры, но этим замыслам не суждено было реализоваться.

Все оборвалось в апреле 1962-го. Как позже выяснилось – Людмила Фетисова страдала врожденным, ранее не выявленным тяжелым сосудистым заболеванием, периодически дававшем о себе знать изнурительными головными болями. Актриса огромных нереализованных возможностей, Фетисова умерла в Москве 21 апреля 1962. Людмила Фетисова похоронена на Новодевичьем кладбище.

По материалам Майи Фолкинштейн "Людмила Фетисова. Жизнь по максимуму", "Она во многом была первой", а также "Легенда и жизнь Людмилы Фетисовой" и др.

Об актрисе:


Автор пьесы "Барабанщица" А.Д.Салынский писал об одной из лучших постановок Центрального Академического театра Советской Армии (режиссер А. Окунчиков, 1959 год):

«Безусловно, в решающей степени успех спектакля определила Людмила Фетисова. Силой своего необычного таланта она создала образ многомерный, загадочный и правдивый. Ее мгновенные переходы от «овчарки» к Человеку были поразительно естественны…

Трагизм был главной чертой ее таланта. Даже когда она смеялась, мне слышалась в ее смехе подстрелянность ее сердца.Людмила Фетисова давала спектаклю неоспоримую художественную правду»


Виктор Борцов о Виталии Доронине и других кумирах:
"Про Людмилу Фетисову тоже нужно книгу писать — про одну ее роль в «Давным-давно». Она же училась на музыкальном отделении, и когда Фетисова пела в спектакле — плакали, и когда она читала монолог «Прощай, мой дом…» — плакали. Хотя в этом спектакле играли, как говорится, актер на актере. Кутузова играл народный артист СССР Александр Хохлов. Он выходил, и было смешно, а при этом это был настоящий Кутузов.
А о Фетисовой Царев сказал: «Ермолова сейчас — Фетисова!» Когда она играла в «Фабричной девчонке» Володина, ей не хлопать хотелось, а лезть на сцену и драться за нее."

Театральные работы:

Невви ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо),
Катя Беляева ("На той стороне" Барянова),
Вера Березина ("Степь широкая" Винникова),
Сондра Финчли ("Закон Ликурга" по "Американской трагедии" Драйзера),
Таня Егорова ("За вторым фронтом" Собко),
Юлия ("Совесть" Чепурина),
Фаустина ("Мечты Кинолы" Бальзака),
Шура Азарова ("Давным-давно" Гладкова),
Ольга Николаевна ("Лётчики" Аграновича и Листова),
Люка Шергина ("До новых встреч" Гладкова),
Любка ("Любка-Любовь" Дановской),
Рина ("Увидеть вовремя" Зорина),
Леля ("Океан" Штейна),
Женька Шульженко ("Фабричная девчонка" Володина)
Ольга Нечаева ("При свете дня" Казакевича)






Семья




Чтобы помнили... Людмила Фетисова



Фильм 15
Год выпуска: 1996
Страна: Россия
Жанр: Документальный
Продолжительность: 0:38:29

Режиссер: Владимир Борисов (VI)
Сценарист: Леонид Филатов
Операторы: Виктор Еркин, Юрий Крючков (II), Вахтанг Мебония
Продюсеры: Ирэна Лесневская, Дмитрий Лесневский
Производство: «RENtv» по заказу ОРТ

Актеры: Людмила Касаткина, Николай Жегин, Борис Зубов,
Борис Львов-Анохин, Сергей Таратута



Леонид Филатов о Людмиле Фетисовой:
"В год смерти Людмилы Фетисовой появилась статья Натальи Крымовой. Надо сказать, что, вообще, Людмила Фетисова не была избалована прессой, символично даже то обстоятельство, что статья появилась посмертно.
Чуть что – мы вспоминаем Фетисову:
- надо было назвать актрису, которая нашла себя в современных советских пьесах – мы называли Фетисову;
- надо было вспомнить положительные героические образы – вспоминали Фетисову;
- появлялись идеи создания самого современного нового театра, идеального театра, где актеры собраны самые лучшие, пьесы правдивые – Фетисову называли, как первую актрису такого театра».
О ней думали, как о единомышленнике еще и потому, что знали ее как человека. Это был поразительный, цельный, дивно чистый характер – он не сулил ей легкой жизни и, как мы теперь поняли, жизни долгой.

Сейчас иногда думаешь, что ей стоило не вмешиваться - многие не вмешивались, ну что ей стоило не тратить так себя - другие не тратили. Есть люди, которые не могут, не умеют изменять себе и своим понятиям о жизни ни при каких обстоятельствах. Честь им и Слава."

Борис Львов-Анохин:
"Фетисова ушла из жизни очень рано. Она не дожила до самых высоких регалий, званий и наград. И, тем не менее, я не побоюсь назвать ее легендарной актрисой. Мне почему-то кажется по истечению времени, что Фетисова где-то в глубине души предчувствовала, что век ее короток. И поэтому она жила жадно, взахлеб, сгорала на сцене и в жизни. Стремилась впитывать, как можно больше впечатлений. Искусству, жизни отдавала себя безоглядно, самоотверженно – сцене, и друзьям, и людям."

Людмила Касаткина: "Она была так красива, так прекрасно сложена. У нее был изумительный маленький такой разрез глаз, чуточку раскосых глаз - со сцены это было дико обаятельно".






Кадры из фильма

Биография Фетисова Людмила Михайловна

Фёдор Чеханков: "Мы стеснялись назвать ее Люсей"

"Легенда и жизнь Людмилы Фетисовой"

"Легенда и жизнь Людмилы Фетисовой"
Сергей Таратута рассказывает о своей маме, величайшей актрисе
Людмиле ФЕТИСОВОЙ.

"Подвиг творческой честности"
Борис ЛЬВОВ-АНОХИН, режиссер, народный артист РСФСР

"Людмила Фетисова. Жизнь по максимуму"

Фолкинштейн Майя
Журнал "Страстной бульвар,10"
Выпуск №1-111/2008,
Театральная шкатулка

Она во многом была первой

Майя Фолкинштейн.
Газета "Красная Звезда" за 7.10.2010
На службе Мельпомене

А. Салынский БАРАБАНЩИЦА

Радиоспектакль

Театр Советской Армии, 1958 г., по трансляции.
Людмила Фетисова, Андрей Петров, Георгий Румянцев,
Даниил Сагал, Нина Сазонова, Лев Любецкий, др.
Режиссёр - Абрам Окунчиков

Печатные издания:
- Львов-Анохин Б., Людмила Фетисова, М-, 1964;
- Крымова Н., 0 Людмиле Фетисовой, "Театр", 1962, ј 7;
- Рыжова В., Роли Людмилы Фетисовой, "Театральная жизнь", 1960, ј 9. Q.

Сергей Таратута

Биография

Сергей Таратута. Лирика

"Среди потока стихотворных сборников, которые как-то сразу уходят в небытие,
иногда встречаются книги, озарённые истинной поэзией. И среди последних я с
интересом перелистываю стихи Сергея Таратуты.
Человек он талантливый и очень современный во всем – от метафоры до выбора темы.
Пусть ему и дальше светит счастливая звезда удачи, которая добра лишь к избранным!
Андрей Дементьев"

Сергей Таратута ударился в лирику
Московский Комсомолец № 25530 от 21 декабря 2010 г.

Оригинал статьи здесь


опубликовать в других системах:
Tags: Борис Львов-Анохин, Леонид Филатов, Сергей Таратута, Фетисова Людмила Михайловна, Фёдор Чеханков, ЦТСА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments